Газета «Слава Севастополя» Статья «Бессмертные полки.»

8
0



Севастополь посетил вице-президент Ассоциации ветеранов и сотрудников службы безопасности полковник в отставке В.В. Кузнецов. У нас он выполнил почетное поручение коллегии этой общественной организации, вручив большой группе севастопольцев—членам поисковых организаций, сотрудникам музейных учреждений города—медаль «15 лет Ассоциации СБ»…

вв

В Оборонном расположено братское кладбище павших в боях воинов Приморской армии—защитников и освободителей Севастополя. Тысячекилометровая дорога из российской глубинки привела сюда Ольгу Шалину. Она поведала местным жителям о представителях рода Шалиных.
В разное время Максим, Фёдор, Филипп и Анатолий встали под ружье. О них известно мало. Федор Андреевич командовал подразделением разведчиков, Анатолий Андреевич вытаскивал из-под пуль на поле боя раненых бойцов… На Максима Андреевича его матери, Марфе Сергеевне (прабабушке Ольги Владимировны), пришла похоронка: погиб смертью героя 1 мая 1944 года у Севастополя. Возможно, в документе было сказано и о месте захоронения, но он был утрачен.
Поднявшимися на ноги внучатыми племянниками, Ольгой и Андреем, овладела душевная потребность пролить свет на обстоятельства жизни, участие в боях Максима Шалина, отдавшего жизнь за город русской славы. Когда в социальных сетях разместили материалы архива Минобороны, Андрею Владимировичу повезло.

 

После затянувшегося на месяцы упорного поиска на экране вспыхнуло имя младшего сержанта 105-й гаубичной артиллерийской бригады большой мощности Максима Андреевича Шалина. Верно, погиб на ближних подступах к Севастополю.

Стало также известно, что павший боец был предан земле в братской могиле на воинском кладбище села Камары (прежнее название нынешнего Оборонного).
В течение многих лет Ольга Владимировна приезжает в Кастрополь на отдых к родственникам мужа. Гостья не в силах сдержать слезы, словно близкий человек ушел из жизни не 72 года назад, а вчера: «Бесчисленное количество раз проезжала мимо Оборонного, не ведая о том, что в километре от Ялтинского шоссе расположено кладбище, где обрел вечный покой мой дед».
На святое место гостья приехала в сопровождении руководителя поисковой общественной организации «Подвиг» Владимира Сергиенко. В свое время Владимир Емельянович с командировочным удостоверением редколлегии «Книги Памяти города-героя Севастополя» в кармане в доинтернетный период напряженно работал, склонившись над бумагами Министерства обороны. Имя Максима Шалина было занесено в VI том «Книги Памяти города-героя Севастополя».
Что известно о Максиме Андреевиче? В довоенное время он жил в поселке с поэтичным названием Большое Подберезие. Трудился в колхозе. Как только началась Великая Отечественная, военкоматом одного из районов Казани был призван в действующую армию.
105-я гаубичная артиллерийская бригада большой мощности—крупное соединение. В нее входили 268-й, 542-й, 1169-й артиллерийские пушечные полки, 81-й гаубичный артиллерийский полк и другие части и подразделения. В.Е. Сергиенко затрудняется указать на тот из них, в котором служил Максим Шалин. Бригада имела на вооружении мощные средства поражения. Гаубицы, например, были весом шесть и более тонн, снаряды—весом 45-75 килограммов каждый. Долговременные укрепления, одетые в железобетон, они щелкали, как орехи. Поэтому очень часто их выдвигали на передний край для стрельбы прямой наводкой. Владимир Емельянович преподнес Ольге Владимировне на память VI том «Книги Памяти города-героя Севастополя» с упоминанием Максима Шалина.
Жители Оборонного могут подтвердить, что в прошлом они принимали у себя непосредственных участников событий периода Великой Отечественной, в настоящее время едут их дети и внуки. Поразительно, но людской поток не мелеет. Все гости признательны В.Е. Сергиенко и его товарищам за то, что они сохраняют память об их родственниках, сложивших голову в сражениях за Родину. И есть за что их благодарить. На церемонии вручения медалей Владимир Емельянович привел потрясающие факты. Поиск погибших в окрестностях Балаклавы им и его единомышленниками начат почти 60 лет назад. Только с 1971 года по настоящее время из окопов, блиндажей, просто на горных скатах подняты останки 1456 солдат и краснофлотцев. Все они похоронены с отданием воинских почестей. Имена некоторых из них установлены. Их родственники имеют возможность, как и Ольга Шалина, приехать на место, чтобы почтить память близких—героев минувшей войны.
—Мы не смогли бы жить спокойно, без человеческого стремления к тому, чтобы пока еще не захороненные воины были подняты, отпеты, если они православные, пока, пусть с опозданием, над ними не произнесены слова, которые мы обязаны произнести,—сказала председатель заксобрания города Е.Б. Алтабаева в кинопавильоне Музея героической обороны и освобождения Севастополя, где проходила церемония вручения доставленных из Москвы наград.
Екатерина Борисовна не теряет надежды, что когда-нибудь поисковики, может, не севастопольцы, а их собратья из других городов найдут пропавших без вести на фронтовых дорогах близких ей людей.

 

Председатель законодательного собрания была в числе других руководителей города, которые изыскали немалую сумму на реконструкцию существующих воинских захоронений. В частности, приведено в порядок кладбище в микрорайоне улицы Благодатной, где установлены гранитные плиты с высеченными на них именами десятков, сотен погибших защитников и освободителей Севастополя. Такие же заполненные плиты готовят и для установки у села Оборонного.
Сделано много, очень много. Это признал и Владимир Кузнецов. Одно из важнейших направлений деятельности возглавляемой им в числе других руководителей Ассоциации ветеранов и сотрудников Службы безопасности—это как раз поиск и увековечение памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной. Он и приехал к нам, чтобы вручить медаль, учрежденную по всей форме общественной организацией общегосударственного уровня. Среди тех, кто удостоен этой награды, мы видим поисковиков Дарью Неменко, Сергея Василенко, Ирину Шпакову, музейных работников Ирину Агишеву, Майю Апошанскую, Александра Рудометова, журналистов Андрея Лубянова, Владимира Илларионова.
Выполнив почетную миссию, Владимир Викторович снова подошел к микрофону, чтобы продолжить свое выступление. В самом деле, сделано много. Но долг перед павшими еще больше. Владимир Кузнецов сказал, что он настойчиво хлопочет в Севастополе (но больше всего в Москве) о необходимости строительства в нашем городе еще одного воинского кладбища. Отказа нет—тема ведь благодарная. От нее не отмахнешься. Но дела—ноль, признался он. Грант, например, на устройство воинского кладбища почему-то ушел в Красноярск. «Остается рассчитывать только на нас,—подвел итог Владимир Викторович.—Как мы здесь решим, так и будет».

 

А. КАЛЬКО.
На снимке: медаль из рук В.В. Кузнецова и В.Е. Сергиенко принимает редактор «Книги Памяти города-героя Севастополя» М.П. Апошанская.
Фото автора.