В феврале 2018 года, в одном из сюжетов по центральному телевизионному каналу о задержании высших административных чиновников республики Дагестан по подозрению в коррупции, журналист, готовивший сюжет произнёс звучную фразу: «Вот и началась серьёзная борьба с коррупцией». А проходившая мимо женщина в национальной одежде, опустив голову, сказала, как бросила походя: «Вот только опоздали лет на 20.» Произнесено было тяжело, горестно, как стон души.
А теперь о насущном. Обсуждая на оргкомитете проекта «Пограничная весна» встречи со школьниками, преимущественно со старшеклассниками, мы говорим о необходимости формирования у ребят своеобразной точки отсчёта, которую можно было бы взять за основу при выборе профессии. Из чего она складывается. В первую очередь из информации, полученной в беседах со старшими (родителями, учителями, ветеранами, приходящими для проведения уроков мужества и профориентации).
Лет 30 назад всё было значительно проще — работала система идеологического воспитания. К ней можно было по-разному относиться: хвалить, критиковать. Но она работала. А в 90-е годы она была благополучно разрушена. Невостребованной в одночасье оказалась идеология. …. А что в замен? ТНТ — канал с хамством и пошлостью в полный рост. Нет, мы не против КВН, шуток и юмора, но где же чувство меры. Бессистемные выплески патриотизма с интерактивными уроками мужества в расчёт брать нельзя – отдаёт откровенной профанацией, потому что урок мужества или профориентации это, когда есть возможность посмотреть глаза в глаза и получить ответы на самые неудобные вопросы.
Мы не хотим опускаться до огульной критики системы образования. Перед школой сейчас ставится много разных задач и нагрузка на каждого отдельно взятого учителя меньше не становится. Но в погоне за многочисленными показателями нельзя забывать о духовности, которой сегодня в школе откровенно не хватает. О духовности, которая ложится в основу развития силы духа и духовитости, качеств, так необходимых вступающим в жизнь мальчишкам и девчонкам.
Обращаем внимание, мы не навязываем свою точку зрения. Мы просто предлагаем взять её за основу. Для начала – составить перечень фильмов, которые рекомендуется посмотреть и книг, которые рекомендуется прочитать в свободное от учёбы время. И обязательно найти время обсудить их с ребятами. В частности эту работу мы видим в качестве одного из направлений деятельности проекта «Пограничная весна». Считаем, что через это направление круг участников проекта с каждым годом будет расширяться.
И ещё раз вернёмся к проведению уроков мужества и профориентации. Очень серьёзно и значимо в этом плане выглядит общероссийский проект Ассоциации Героев России «Вахта героев», который работает вот уже на протяжении нескольких лет. Но одних Героев России на все школы и классы не хватит. А ведь резервы есть. Зачастую остаётся неохваченным в плане приобщения к патриотическому воспитанию подростков ресурс различных ветеранских организаций и объединений. В Ярославской области, в качестве положительного примера, можно назвать региональное отделение «Ассоциации ветеранов и сотрудников служб безопасности», которое не жалеет личного времени для участия в различных патриотических мероприятиях. А в проекте «Пограничная весна» оно является одним и равноправных организаторов.
Вновь подчёркиваем, резерв ветеранского ресурса на сегодняшний день практически неисчерпаем. Очень важно найти государственную структуру, заинтересованную в его использовании и координации его возможностей. А ведь задача эта государственная и архиважная………, потому что мы не имеем права опоздать.
Примеров, где просмотрели и опоздали много. Один из самых ярких – братская Украина. Но если опоздаем мы – события на Украине покажутся нам детским лепетом.